Право на имущества у собственника возникает только в том случае, если он произвел постановку объекта на кадастровый учет, а также внес правоустанавливающие сведения в регистрационную палату Росреестр. Начиная с 2017 года официальным документом, подтверждающий возникновение права на недвижимость признается справка ЕГРН. До этого времени, существовали разрозненные правовые документы, подтверждающие возникновение права – кадастровый паспорт, выписка из ЕГРП (не путать с ЕГРН), справка из госкадастра.
Особенности кадастровой справки из ЕГРН
Согласно ФЗ-218, который регулирует кадастровые вопросы, все сведения о недвижимости подлежат учету в реестре кадастровой палаты Росреестра, в том числе оформление права собственности на земельный участок. Все сведения должны иметь актуальный характер, и поэтому срока действия у справки справки из ЕГРН не предусмотрено. Однако, исходя из судебной практики, установлен максимальный срок актуальности полученных сведений – 30 календарных дней. Вместе с этим в законе указано, что выданная справка не имеет срока действия, но работает принцип актуализации полученных сведений, которые регулируются судебными решениями по возникающим спорам.Кроме этого, закон ФЗ-218 дает рекомендацию собственникам обновлять сведения по недвижимости хотя бы 1 раз в 5 лет.
- В Росреестре содержатся только актуальные сведения, которые имеют силу закона на момент запроса заинтересованными лицами. Ранее выданные справки из ЕГРН теряют свою актуальность, если были внесены изменения по статусу недвижимости.
- Каждые 5 лет будет пересматриваться кадастровая стоимость недвижимости, а значит, если с вашей собственностью никаких действий в прошедший период не происходило, то изменится ее кадастровая стоимость. Таким образом старая справка ЕГРН теряет свою актуальность.
- Судебные споры по недвижимости рассматриваются только при наличии актуальной справки из ЕГРН, срок которой не превышает 30 календарных дней с момента формирования документа в регистрационной палате.
- Получателем данных о недвижимости может быть любое заинтересованное лицо, в том числе покупатель квартиры. При заказе документа достаточно ввести один из искомых параметров – кадастровый идентификатор или известный физический адрес места нахождения недвижимости.
Где можно зарегистрировать свое право на недвижимость
Согласно ФЗ-218, установлено несколько вариантов подачи документов на регистрацию права собственником или его доверенным лицом:- Представительство Росреестра – наземные пункты и офисы в регионах РФ.
- Многофункциональные центры «Мои документы» в регионах РФ.
- Через сервис почтовой связи «Почта России», а также через курьерские службы.
- Через электронные каналы взаимодействия официального сайта Росреестра.
С 2019 года введен экстерриториальный принцип регистрации права. Это означает, что если ваша недвижимость, например, находится в Приморском крае, но вы проживаете в Калининграде, то имеете полное право подать документы на госрегистрацию по месту пребывания, то есть – в Калининграде.
Какие документы нужны для регистрации права
Прежде чем зарегистрировать свое имущество, необходимо уточнить варианты госрегистрации. Так, для садовых участков по принципу дачной амнистии, необходим один пакет документов и сниженную оплату госпошлины. Для всех остальных объектов права – стандартная госпошлина в 2000 рублей (юридическое лицо – 22 тысячи рублей) и стандартный пакет документов.- Заполняем заявление установленной формы.
- Прикладываем копию документа, который подтверждает личность собственника. Если есть доверенное лицо – необходимо его паспорт и нотариальная доверенность.
- Правоустанавливающие документы. Для каждого объекта недвижимости необходимо предоставить свой пакет правоустанавливающих документов, список которых вы можете уточнить в кадастровой палате РФ – Росреестре.
- Для отчуждаемого имущества – старую справку ЕГРН и сведения, что владелец согласен продать квартиру и передать его новому собственнику (договор купли-продажи), также необходимо согласие супруги и других членов прежнего собственника.
- Для несовершеннолетних, недееспособных граждан – необходимо получить согласие органов опеки и попечительства.
- Для новостройки – необходимы документы от застройщика, а также сведения об участии в долевом строительстве и т.д.