Государственный земельный надзор

Вопрос 1. Допускается ли обжалование на действие или бездействие должностного лица Росреестра при осуществлении задач государственного земельного надзора в досудебном порядке?
Порядок обжалования на действие или бездействие должностного лица Росреестра по вопросам государственного земельного кадастра оговорён в главе 5 Административного Регламента Росреестра.
Регламент был утверждён приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 486.
    Жалоба подаётся в письменном виде. Способы подачи жалобы – «Почта России», каналы электронной связи, офис Росреестра. В некоторых случаях допускается устное обращение, о чем фиксируется в журнале обращений. Каждое обращение проходит процедуру регистрации в журнале жалоб и обращений, форма которых утверждена Административным Регламентом Росреестра.
      К жалобе необходимо приложить документы, свидетельствующие о причине возникновения обращения.
        Жалоба по судебному решению возвращается заявителю, с указанием порядка рассмотрения вопроса.
          В Административном Регламенте, пункт 143, подпункт 1 указаны, в отношении каких лиц рассматриваются обращения в досудебном порядке:
          • Территориальных подразделений, жалоба рассматривается руководителем территориального подразделения;
          • Росреестра, жалоба рассматривается руководителем Росреестра.
          Жалоба рассматривается в течение 30 дней, с момента регистрации в Журнале обращений. В случае выявления спорных моментов, ответственное лицо может продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 суток, с момента окончания первичного срока рассмотрения обращения.
            По результатам рассмотрения обращения, ответственное лицо:
            • Признает правомерность обращения;
            • Не признает правомерность обращения.
            В каждом случае заявителю аргументировано, даётся разъяснение по сути решения рассмотрения обращения.
              Заявитель получает ответ, удобным для него образом, который он указал при первичном оформлении жалобы.
Вопрос 2. Каков порядок проведения административного обследования для ЗУ?
Право обследования принадлежит уполномоченному лицу органов государственного земельного кадастра.
Для обследования, уполномоченные лица используют доступные информационные сведения ФГИС (федеральной государственной информационной системы).
    Обследование ЗУ не предполагает уведомление правообладателя о предстоящем действии. Уполномоченные лица самостоятельно осуществляют процедуру обследования, после чего составляет Акт обследования. При необходимости, уполномоченное лицо может затребовать разъяснения от правообладателя по ЗУ.
      В случае выявления нарушений земельного законодательства Уполномоченное лицо вправе инициировать административное и уголовное наказание, если таковое имеет место действий. Для обследования используют только регламентированные технические средства и методы ведения анализа. Если правообладателю предъявляются факты нарушения, необходимо предоставить Акт обследования для ознакомления.
Вопрос 3. Чем может грозить неисполнение предписаний об устранениях со стороны земельного кадастра?
Часть 25 статьи 19.
5 КоАП РФ говорит, что граждане подвергаются штрафу от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; должностные лица от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и дисквалификация на 3 года; юридические лица от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
    Повторное в течение 12 месяцев совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 30000 до 50000 рублей; на должностных лиц - от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вопрос 4. Какие надзорные функции в компетенции земельного кадастра и его подразделений?
В качестве надзорных функций предусмотрены следующие порядки и требования.
  1. Выполнение требований законодательства о недопущении самовольного захвата земельных участков, которые не имеют отношение к правообладателю.
  2. Выполнение требований о переоформлении ЮЛ в части бессрочного пользования ЗУ на правах аренды или приобретение в собственность.
  3. Исполнение требований законодательства по целевому предназначению использования выделенных ЗУ.
  4. Исполнение требований законодательства о выделении ЗУ для строительства ИЖС, ведение садоводчества, огородничества, приусадебного хозяйства.
  5. Исполнение требований при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
  6. Исполнение требований с обязанностью приведения земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  7. Исполнение требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также ее территориальными органами в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Все регламентные действия по Надзору со стороны земельного кадастра перечислены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.
Вопрос 5. Как часто представители земельного кадастра могут осуществлять внеплановые проверки?
В пункте 6 статьи 71.
1 Земельного кодекса РФ точные сроки проведения внеплановых проверок не установлены.
    Однако если имеется Акт обследования, где указаны порядки исполнения и устранения нарушений, органы надзора обязаны инициировать через 2 года повторную проверку по исполнению предписаний.
      В соответствии с пунктом 10 Правил проведения административного обследования №251 от 18.03.2015 года, необходимо предусмотреть план ежегодных проверок ЗУ на предмет соблюдения законодательства.
        Местные подразделения земельного кадастра в ряде случаев, при невозможности ежегодного обследования состояния ЗУ на предмет соблюдения законности, могут каждые 3 года проводить внеплановые проверки без соответствующего предупреждения правообладателя.
Вопрос 6. Что может служить для возбуждения административного наказания для должностного лица?
Инициатором возбуждения может быть только должностное лицо Росреестра, согласно части 3 статьи 28.
1 КоАП РФ.
    Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются:
    • Непосредственное выявление нарушений со стороны должностного лица Росреестра.
    • Если поступило обращение или информация от правоохранительных органов РФ.
    • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
Вопрос 7. В каких ситуациях должностные лица обязаны проводить проверку соблюдения положений земельного законодательства РФ?
Пункт 5, ст.
71 ЗК РФ предусматривает проведение как плановых, так и внеплановых проверок со стороны должностных лиц.
    Плановые проверки предусматривают ежегодное обследование, согласно утверждённому графику.
      Внеплановые проверки регулируются пунктом 6 статьёй 71.1 Земельного Кодекса РФ. В частности, под эти требования попадают:
      • Предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
      • Выявление признаков нарушения требований законодательства, по ранее осуществлённым актам обследования, при этом неисполнение требований влечёт за собой административную и уголовную ответственность.
      • Поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
      Кроме этого, согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса, ответственные лица вправе осуществлять административное обследование объектов земельных отношений.
Не нашли ответа на свой вопрос? Тогда задайте его нашему специалисту через форму ниже:

Спросить у специалиста

Кадастровая карта Контакты:
Адрес: Варшавское шоссе, 152, 1 117405 Москва,
Телефон:8 (800) 100-34-34,

Обратная связь